Один из участников "живого щита" Станислав Сутягин
YouTube
Сотрудники столичной ГИБДД использовали обычные машины, проезжающие по МКАД, в качестве "живого щита" для задержания вооруженных преступников. Но автомобиль Audi с преступниками протаранил частные машины и с места происшествия скрылся. Владельцы же разбитых машин узнали, зачем им приказали перекрыть дорогу, только после этого. Гаишники также объявили, что деньги за возмещение ущерба автолюбители-камикадзе не получат. Пострадавшие от действий ГИБДД автомобилисты заявили, что обратятся в Генпрокуратуру.

Один из участников "живого щита" Станислав Сутягин опубликовал в интернете свое видеообращение, в котором рассказал, что 5 марта около 6 часов утра он двигался по МКАД со стороны Щелковского шоссе в сторону Ярославского. Не доезжая Ярославского шоссе его и других автомобилистов остановили сотрудники ГАИ и показали, как расположить машину на проезжей части. "Через несколько минут, протаранив меня и стоящий рядом автомобиль "Волга", пронеслась автомашина Audi серебристого цвета, после чего инспекторы ГИБДД сели в свои машины и продолжили движение", - сказал водитель.

- Бывший начальник ГАИ заявил, что сотрудники ГИБДД не имели права так поступать

Владельцам же разбитых машин было предписано ехать на пост ДПС. Там они узнали, что, оказывается, проводилась спецоперация по задержанию вооруженных преступников и что возмещать ущерб им никто не собирается, на посту водителям сказали, что автомобиль с преступниками скрылся и нет никаких шансов получить возмещение ущерба.

Сутягин подчеркнул, что инспекторы ГИБДД "даже не попросили водителей выйти из машины". Теперь потерпевший от действий гаишников водитель намерен обратиться в московскую прокуратуру и в Генпрокуратуру в связи с тем, что его машине был нанесен ущерб, а жизни водителей подвергались опасности.

Отметим, что в 2008 году в блогосфере появились похожие сообщения о "живом щите". Как следует из сохранившегося на ресурсе Livejournal эмоционального поста пользователя mistress-new, инцидент произошел 18 мая 2008 года. Вот что пишет блоггер (орфография и стилистика сохранены):

"Примерно в 03 часа 20 минут ночи, на Каширском шоссе из центра, примерно метров через 300 от светофора на Братеево. Та же х***я что в Белоруссии. Видно, перенимают опыт. Вижу, как непонятно с чего тормозится передняя машина - ВАЗ-2106. Встаёт в левом ряду. Вижу мента со светящейся палкой. Машет палкой нам. Мой нижний за рулем. Останавливаемся, он говорит: "Что такое?" - он в ответ "Стойте где стоите". Он менту: "Что, б***ь, щит из нас строите?" (как ж***й чуял!), включает аварийку.

Мент, не отвечая, уходит вперед (т.е. назад по ходу движения). Краем глаза вижу, что встают тачки в соседних рядах.

Спасло то, что мой Леха очень опытный водитель, да и ж**а у него чует хорошо: "В зеркале сзади ксеноновые фары... Б***Ь!!!! В нашем ряду!!!!" Он просто катит с места и жмется левее и левее, к самой "шестёрке" - фары смещаются правее и мимо нашей машины со свистом пролетает БМВ, ускоряется еще и красные огоньки уже далеко впереди. Мент раздосадованно швыряет в след ему палкой.

Комментарии ГИБДД невнятны

ГИБДД проверяет информацию об использовании автовладельцев в качестве живого щита. Об этом радиостанции "Эхо Москвы" заявили в Управлении ГИБДД по Москве. Все комментарии по поводу инцидента можно будет получить только после завершения проверки.

В то же время представители руководства третьего батальона спецполка ДПС, который обслуживает этот участок МКАД, сказали, что не давали подчиненным разрешения на подобные действия, сообщил во вторник телеканал "Россия 24".

Бывший начальник ГАИ заявил, что сотрудники ГИБДД не имели права так поступать

По факту использования сотрудниками ГИБДД автовладельцев и их автомобилей в качестве живого щита должно было быть "немедленно назначено служебное расследование". Так в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" член Совета Федерации, бывший начальник Главного управления ГИБДД (ГАИ) МВД РФ Владимир Федоров прокомментировал информацию о том, что сотрудники ГИБДД использовали автомобили граждан для того, чтобы перекрыть МКАД и задержать нарушителя.

Генерал Федоров отметил, что в обязанности сотрудника милиции и ГИБДД входит использование частного автотранспорта граждан "в случаях, прописанных в законодательстве". В этих же случаях водитель "обязан" предоставить сотруднику милиции свой автомобиль. "В тех же ПДД записано, что по требованию владельца транспортного средства возмещается в установленном порядке причиненный убыток", - отметил сенатор. По его словам, водители, чьи автомобили пострадали в результате действий сотрудников ГИБДД, могли обратиться с требованием возмещения ущерба не в прокуратуру, а в ГУВД. Однако что касается использования транспортных средств для перекрытия проезжей части, то, по словам Владимира Федорова, в Административном регламенте по надзору за движением указывается, что "сотрудники ГИБДД вправе применять транспортные средства" для остановки нарушителей, но только "свои или грузовые".

Кроме того, как отметил сенатор, нарушение здесь усматривается в том, что водителей не попросили покинуть их машины, и в том, что "свои служебные машины" сотрудники ГИБДД "спрятали за машины частных владельцев". К тому же, инспекторы ГИБДД должны были объяснить водителям, для чего используются их машины. По словам Федорова, еще 5 марта, когда произошел этот инцидент, сотрудники ГИБДД должны были доложить о нем своему начальству, "это сразу должно было быть оформлено рапортом".

Федоров добавил, что если ущерб автомобилю Сутягина был нанесен после участия в "живом щите", то по закону МВД обязано выплатить ему компенсацию.

ВИДЕОобращение пострадавшего водителя, а также его полная расшифровка:

Прокомментировать эту историю в столичном ГИБДД не смогли, сославшись на отсутствие необходимой информации, отмечает "Эхо Москвы". В Главном управлении внутренних дел по Москве заявили, что узнали об этом происшествии из СМИ.

Напомним, что аналогичный случай с использованием "живого щита" произошел в 2008 году в Белоруссии на трассе Минск - Микашевичи. Тогда для задержания пьяного водителя белорусские гаишники выстроили из проезжавших мимо по магистрали автомобилистов заграждение в надежде, что нарушитель остановится. Однако тот на огромной скорости протаранил несколько машин и скрылся с места происшествия. В результате действий инспекторов пострадали несколько человек.

Позже сотрудники белорусской Госавтоинспекции, участвовавшие в создании "живого щита", были уволены со службы и приговорены к двум годам лишения свободы условно. Пострадавшие в ДТП получили компенсацию морального ущерба в общем размере 22 миллиона белорусских рублей.

Полная расшифровка видеообращения пострадавшего

"Здравствуйте. Меня зовут Сутягин Станислав Николаевич, 1981 года рождения. Я хочу рассказать вам свою историю и дать вам маленький совет.
5 марта 2010 года я со свои знакомым, двигаясь на автомобиле Mercedes по Московской Кольцевой автодороге от Щелковского шоссе в направлении Ярославского шоссе (кто живет в Москве, тот знает: там длинный отрезок, на котором некуда свернуть и нет "карманов"). Не доезжая Ярославского шоссе, я увидел несколько патрульных машин ДПС, которые всех останавливали. В этот момент я двигался в крайнем левом ряду, и меня наряду со всеми остановили и попросили поставить мою машину немножко боком, что я, естественно, и выполнил. Больше ничего не объясняя, сотрудники поставили свои машины ЗА нашими машинами, и буквально через несколько минут, протаранив меня и стоящий справа автомобиль "Волга", пронеслась Audi серебристого цвета.
Сотрудники ДПС сели в свои машины и продолжили преследование. Один из сотрудников, а именно Борисов Алексей Юрьевич из Первого батальона Первого спецполка, забрал у нас документы и сказал нам проследовать на пост, куда он позже подъедет.
Когда мы приехали на пост, выяснилось, что, оказывается, проводилась какая-то спецоперация по задержанию опасных преступников, которые к тому же были вооружены. И нас просто-напросто выставили живым щитом, пытаясь остановить машину.
Так у меня возникает вопрос к сотрудникам ГИБДД, во-первых, а если бы он ударил по-другому, ведь либо я, либо мой знакомый могли погибнуть, либо еще кто-то другой. И если бы он (Audi – прим.ред.) остановился, те люди могли легко начать стрелять, и у них под огнем оказался бы я, мой знакомый, пассажир соседней машины и водитель.
Неужели наши жизни ничего не стоят? В нашем российском государстве?
Неужели люди, у которых власть, им глубоко наплевать на то, что в машинах едут живые люди?
Самый парадокс, что за "Волгой" стояла еще одна "Волга". Когда Audi, проезжая, протаранила меня и черную "ГАЗ-3110", эту черную "Волгу" отбросило, и она зацепила серебристую "Волгу", стоящую от нее справа. А в той машине ехал мужчина, который вез беременную женщину, которая в тот момент рожала. Он даже не стал ничего говорить, он сказал: "Ребята, у меня не серьезные повреждения, я спешу в роддом". И он поехал.
Я считаю, это, вообще, полный беспредел. Так самое интересное – нам прямо сказали, что, ребята, вы ничего не получите. Машину в итоге не догнали. Она скрылась. Ну и что, что мы сказали, как вам поставить машины?
Поэтому, лично я для себя решил и хочу сказать всем остальным: если передо мной еще раз будут так перекрывать дорогу, я не буду останавливаться. Штраф за это – 300 рублей. А восстановление машины стоит гораздо больше, а жизнь восстановить невозможно вообще. Решать каждому."